Top.Mail.Ru
Новости фестиваля

«Киноязык художественного мира фильмов Андрея Тарковского». Встреча с киноведом Александром Семенюком.

В этом году в номинацию «Конкурс советских художественных фильмов о Великой Отечественной войне» вошли картины 1960 – 1970 годов выпуска. «Чистое небо», «Жаворонок», «Живые и мёртвые» - всего 9 фильмов, в том числе и знаменитая работа кинорежиссёра Андрея Тарковского «Иваново детство», которая вышла на большой экран в 1962 году. Кстати, премьера это фильма прошла в кинотеатре «Октябрь» города Голицыно, в Подмосковье. Он и сегодня работает, и является одной из площадок проведения Четвёртого международного кинофестиваля «День Победы», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Показ классики советского кинематографа решено был провести в кинотеатре «Синема Парк» Киноконцерна «Мосфильм», который в этом году отметил свой 100-летний юбилей. Представил фильм «Иваново детство» Александр Семенюк, киновед, доцент ВГИК, программный директор Международного кинофорума «Золотой Витязь».

«В своём фильме «Иваново детство» Тарковский сконцентрировал свой пристальный взгляд и на детях войны, и на трагедии войны, на том, что война разрушает человека, душу человека и наносит непоправимый, глубочайший след не только в истории, но и на целое поколение влияет. Вот этим и пронизан весь литературный текст Богомолова, по рассказу которого Тарковский снял фильм. У Ивана погибает вся семья и в финале он сам будет гильотирован и сожжён. И вот этот трагический финал, с одной стороны был не характерен для того времени, а с другой стороны именно эту литературу приняли и у нас, и на западе. Фильм сразу получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Дело в том, что, когда фильм посмотрели Берман и Антониони они были потрясены. 29-летний Тарковский вошёл в мир кино со своей художественной системой», - рассказал киновед Александр Семенюк.

После просмотра фильма «Иваново детство» состоялось обсуждение картины. Киновед Александр Семенюк прочитал лекцию на тему «Киноязык художественного мира фильмов Андрея Тарковского. Элементы эстетики и образной системы. Хронотоп. Комплекс мифологем, архетипов, символики». Зрители активно включились в обсуждение, вопросов было много.

«Потрясающее обсуждение, потрясающая лекция Александра Семенюка о фильме «Иваново детство». У меня вызвало множество ассоциаций. Я много раз смотрела этот фильм, но никогда не делала акцент на финале, где Ивана обезглавили и сожгли. А сегодня я это поняла явно, что Иван Тарковского – это Иоанн Предтече. И в этом контексте фильм «Иваново детство» можно назвать предтечей всего христианского кинематографа Андрея Тарковского», - поделилась своими впечатлениями после показа Любовь Павличенко.

Уникальная операторская работа Вадима Юсова в этом фильме потрясает. Каждый кадр – как отдельная картина, со своей драматургией, смысловой нагрузкой и глубиной. Юсов словно видит глазами Тарковского. Благодаря этому гениальному тандему фильм «Иваново детство» и стал мировой классикой кинематографа. Тарковскому и сегодня подражают известные кинорежиссёры, но превзойти дело мастера пока никому не удалось.