19 декабря стартует приём заявок на IV Международный кинофестиваль «День Победы», посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Киносмотр обращен прежде всего к молодежной аудитории, а это – своя специфика, поскольку заинтересовать современных подростков или студентов в наше насыщенное информацией время, не так уж просто. Какой будет программа кинофестиваля, что нового появится в этом году, каковы перспективы киносмотра? На эти и другие вопросы отвечает директор программ кинофестиваля «День Победы» Елена Алферова
– Основная аудитория кинофестиваля молодёжь и подростки. Как удается привлечь их на показы? Интересно ли им кино, которое показывается на вашем фестивале?
– С каждым годом запрос на просветительские, познавательные и патриотические фильмы возрастает, причём не только от педагогов учебных заведений, но именно от самих студентов и школьников и от их родителей. И наиболее востребованный формат – кинопоказы и обсуждения. Многие школы теперь просят нас заранее поставить их в план кинопоказов фестиваля, чтобы не только разнообразить свой текущий учебный процесс тематически, но и обогатить воспитательную работу с ребятами: научить детей не смотреть, а видеть, размышлять и обсуждать кино с авторами. Поэтому сейчас, когда мы формируем программу кинофестиваля, обязательно учитываем тот фактор, что многие фильмы будут показываться в школах, в институтах, студентам и молодежи, что будем говорить с ними, обсуждать и получать от них обратную связь. Скажем так, стараемся заранее учитывать запрос нашей целевой аудитории.
– Ноу-хау вашего фестиваля видеоклипы. Будет ли такая программа в этом году?
– В прошлом году мы ввели такую номинацию – видеоклип патриотической направленности. Она оказалась очень востребованной, потому что молодежь на неё хорошо откликается. При этом мы заметили, что если работа выполнена талантливо, а в основе лежит серьезная музыкальная композиция, то воздействие от клипа идет ничуть не меньше, чем от серьёзного документального фильма. В то же время видеоклип достаточно понятная для молодежи форма.
В этом году, как и в прошлом, видеоклипы будут и о Донбассе. Постараемся максимально широко оповестить кинематографическую (и не только) общественность о том, что ждём такие работы в конкурс. Надеюсь, к нам присоединятся авторы со всех регионов России, а возможно и из других стран мира.
– А советскую классику покажете?
– Да, у нас есть отдельная конкурсная программа советских фильмов о Великой Отечественной войне. Это фильмы, которые, к сожалению, уже не так часто смотрит молодёжь. Я бы даже сказала, вообще не смотрит. Да и где смотреть? В кинотеатрах их особо не показывают, а телевидение молодёжь практически не смотрит. Мы собираем конкурсную программу из советских фильмов, в этом году это фильмы, созданные в период с 1960 по 1970 годы. Фильмы, ставшие классикой отечественного кинематографа, завоевавшие признание и любовь широкого зрителя. Отличная возможность подрастающему поколению посмотреть их на большом экране в кинозале, а не на компьютере или в мобильном телефоне или планшете.
– Наверное, и современным режиссёрам интересно посмотреть такие фильмы. Это же опыт передачи на экране войны не через ужасы, кровь и боль, а опосредованно – через сюжет, историю.
– Да, молодым режиссёрам очень важно смотреть, как создавались фильмы теми, кто воевал сам, либо помнит войну ребенком. Какой киноязык был выработан замечательными советскими кинорежиссёрами для рассказа о войне. У нас уже почти три года идёт специальная военная операция, снова идут боевые действия, очень важно не терять связь поколений, знать и помнить прошлое. Да, сегодня важно набирать хронику, но как делать из неё кино – этому можно и нужно учиться, у классиков в том числе.
– Фестиваль Международный, то есть, кроме российских, будут в программе и зарубежные фильмы?
– Да, мы приглашаем авторов из ближнего и дальнего зарубежья, ведутся переговоры с иностранными режиссёрами. В том числе готовим программу ретроспективных фильмов бывших советских республик.
В программу также планируем взять фильмы не только советского периода, но и современное кино, которое снимается в этих республиках. К сожалению, у нас такие фильмы не сильно анонсируются и не везде их можно посмотреть. Наша задача показать, чем дышит кинематография стран СНГ сегодня. Надеемся, что эта программа будет интересна зрителю.
– Расскажите, как долго продлится приём заявок и каких кинокартин вы ждёте.
– Мы ждём всех, кто пожелает, кто, прочитав регламент, согласится с нашими условиями. Всегда обращаю внимание правообладателей или авторов, которые хотят подавать фильмы на фестиваль – обязательно читайте Регламент.
Тема у нас определена точно и ясно – это Великая Отечественная война, это Специальная военная операция, патриотизм, любовь к Родине, история нашего Отечества, история Великой Отечественной войны, Второй Мировой войны. Весь этот спектр – к нам.
Мы ждём игровое короткометражное кино и документальные фильмы, а также видеоклипы. Прием заявок будет идти до 31 января 2025 года.
Приоритет отдаем фильмам до 52 минут. Но если будут работы, достойные фестиваля, хотя и выходящие за этот хронометраж, постараемся показать их в рамках спецпоказов или тематических программ. Основной наш зритель – молодёжь, подростки, поэтому при составлении программы ориентируемся на наиболее удобный для них формат сеансов.
– Имеет ли значение, когда была картина снята?
– Да. В конкурс допускаются фильмы, созданные после 1 января 2023 года. Во внеконкурсную программу могут войти фильмы и более раннего выпуска.
– Спасибо за разговор. И удачи на старте приёма фильмов на конкурс. Интересно будет узнать чуть позже, как продвигается процесс.
– Основная аудитория кинофестиваля молодёжь и подростки. Как удается привлечь их на показы? Интересно ли им кино, которое показывается на вашем фестивале?
– С каждым годом запрос на просветительские, познавательные и патриотические фильмы возрастает, причём не только от педагогов учебных заведений, но именно от самих студентов и школьников и от их родителей. И наиболее востребованный формат – кинопоказы и обсуждения. Многие школы теперь просят нас заранее поставить их в план кинопоказов фестиваля, чтобы не только разнообразить свой текущий учебный процесс тематически, но и обогатить воспитательную работу с ребятами: научить детей не смотреть, а видеть, размышлять и обсуждать кино с авторами. Поэтому сейчас, когда мы формируем программу кинофестиваля, обязательно учитываем тот фактор, что многие фильмы будут показываться в школах, в институтах, студентам и молодежи, что будем говорить с ними, обсуждать и получать от них обратную связь. Скажем так, стараемся заранее учитывать запрос нашей целевой аудитории.
– Ноу-хау вашего фестиваля видеоклипы. Будет ли такая программа в этом году?
– В прошлом году мы ввели такую номинацию – видеоклип патриотической направленности. Она оказалась очень востребованной, потому что молодежь на неё хорошо откликается. При этом мы заметили, что если работа выполнена талантливо, а в основе лежит серьезная музыкальная композиция, то воздействие от клипа идет ничуть не меньше, чем от серьёзного документального фильма. В то же время видеоклип достаточно понятная для молодежи форма.
В этом году, как и в прошлом, видеоклипы будут и о Донбассе. Постараемся максимально широко оповестить кинематографическую (и не только) общественность о том, что ждём такие работы в конкурс. Надеюсь, к нам присоединятся авторы со всех регионов России, а возможно и из других стран мира.
– А советскую классику покажете?
– Да, у нас есть отдельная конкурсная программа советских фильмов о Великой Отечественной войне. Это фильмы, которые, к сожалению, уже не так часто смотрит молодёжь. Я бы даже сказала, вообще не смотрит. Да и где смотреть? В кинотеатрах их особо не показывают, а телевидение молодёжь практически не смотрит. Мы собираем конкурсную программу из советских фильмов, в этом году это фильмы, созданные в период с 1960 по 1970 годы. Фильмы, ставшие классикой отечественного кинематографа, завоевавшие признание и любовь широкого зрителя. Отличная возможность подрастающему поколению посмотреть их на большом экране в кинозале, а не на компьютере или в мобильном телефоне или планшете.
– Наверное, и современным режиссёрам интересно посмотреть такие фильмы. Это же опыт передачи на экране войны не через ужасы, кровь и боль, а опосредованно – через сюжет, историю.
– Да, молодым режиссёрам очень важно смотреть, как создавались фильмы теми, кто воевал сам, либо помнит войну ребенком. Какой киноязык был выработан замечательными советскими кинорежиссёрами для рассказа о войне. У нас уже почти три года идёт специальная военная операция, снова идут боевые действия, очень важно не терять связь поколений, знать и помнить прошлое. Да, сегодня важно набирать хронику, но как делать из неё кино – этому можно и нужно учиться, у классиков в том числе.
– Фестиваль Международный, то есть, кроме российских, будут в программе и зарубежные фильмы?
– Да, мы приглашаем авторов из ближнего и дальнего зарубежья, ведутся переговоры с иностранными режиссёрами. В том числе готовим программу ретроспективных фильмов бывших советских республик.
В программу также планируем взять фильмы не только советского периода, но и современное кино, которое снимается в этих республиках. К сожалению, у нас такие фильмы не сильно анонсируются и не везде их можно посмотреть. Наша задача показать, чем дышит кинематография стран СНГ сегодня. Надеемся, что эта программа будет интересна зрителю.
– Расскажите, как долго продлится приём заявок и каких кинокартин вы ждёте.
– Мы ждём всех, кто пожелает, кто, прочитав регламент, согласится с нашими условиями. Всегда обращаю внимание правообладателей или авторов, которые хотят подавать фильмы на фестиваль – обязательно читайте Регламент.
Тема у нас определена точно и ясно – это Великая Отечественная война, это Специальная военная операция, патриотизм, любовь к Родине, история нашего Отечества, история Великой Отечественной войны, Второй Мировой войны. Весь этот спектр – к нам.
Мы ждём игровое короткометражное кино и документальные фильмы, а также видеоклипы. Прием заявок будет идти до 31 января 2025 года.
Приоритет отдаем фильмам до 52 минут. Но если будут работы, достойные фестиваля, хотя и выходящие за этот хронометраж, постараемся показать их в рамках спецпоказов или тематических программ. Основной наш зритель – молодёжь, подростки, поэтому при составлении программы ориентируемся на наиболее удобный для них формат сеансов.
– Имеет ли значение, когда была картина снята?
– Да. В конкурс допускаются фильмы, созданные после 1 января 2023 года. Во внеконкурсную программу могут войти фильмы и более раннего выпуска.
– Спасибо за разговор. И удачи на старте приёма фильмов на конкурс. Интересно будет узнать чуть позже, как продвигается процесс.